Учителя МОУ СОШ №70 приняли участие в марафоне уроков, посвященных 200-летию К. Д. Ушинского

К проведению уроков, посвященных юбилею К. Д. Ушинского, присоединилась МОУ СОШ №132 г. о. Самара

Писатель-педагог – наставник многих поколений

Нет в нашей стране человека, который не знал бы сказок про курочку-рябу, про колобка, про братца Иванушку с сестрицей Аленушкой, не читал бы рассказа «Четыре желания», не повторял бы лукАвую прибаутку про лентяя Тита:

— «Тит, иди молотить».

– «Брюхо болит».

– «Тит, иди кисель есть».

– «А где моя большая ложка?»

Все эти и многие другие, так же хорошо известные всем сказки, рассказы и прибаутки одни сочинил, другие пересказал Константин Дмитриевич Ушинский — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, детский писатель.

Ушинский родился 2 марта 1824 года в Туле. Все его детство и отрочество прошло в небольшом отцовском имении на Черниговщине, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.

Ласково приняла жизнь маленького Костю. Ни строгих взысканий, ни домашних дрязг, ни нужды не испытал он в детстве. Особенно счастливо провел маленький Ушинский первые одиннадцать лет своего детства, пока была жива его мать.

Дмитрий Григорьевич – отец Ушинского — происходил из обедневших дворян. Невелико было его состояние, заключавшееся в сотне десятин земли и 30 крепостных; тем не менее, он был самым видным лицом среди новгород-северских дворян как по уровню образования, так и по складу домашней жизни. Об этом, между прочим, можно судить уже по тому, что у него была хорошая библиотека, им самим составленная. Дмитрий Григорьевич много лет служил в русской армии, ветеран Отечественной войны 1812 года. Был преподавателем военного корпуса.

Мама Константина Дмитриевича, Любовь Степановна, сама руководила первоначальными занятиями сына и сумела вложить в него прочные задатки именно воспитывающего обучения, дав ему прекрасное направление в этом отношении, пробудив в нем любознательность и пытливость, любовь и интерес к чтению. Она умерла, когда Ушинскому было 11 лет. О ней он сохранил на всю жизнь трогательно-нежные воспоминания.

Константин Дмитриевич Ушинский учился в Новгород-Северской гимназии, где был примерным учеником, много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы, не мог терпеть подхалимства среди учеников, несправедливости некоторых учителей.

Учился Ушинский блестяще. Но с детства его здоровье было очень слабым, а городская жизнь и усиленные занятия действовала на него пагубно. К концу академического года он обычно харкал кровью, и лето старался проводить дома, в МалорОссии, в благотворном для него климате.

После окончания гимназии он поступил учиться на юридический факультет Московского университета. Именно там блестящие лекции профессора философии государства и права Петра Григорьевича Редкина оказали немалое влияние на последующий выбор Ушинским педагогики. Ушинский серьезно интересуется литературой, обожает театр и мечтает о распространении грамотности среди простого народа. Окончив университет с золотой медалью, Ушинский сам стал учителем.

В 1862 году Ушинский был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время он посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

Вернувшись в Россию Ушинский работал учителем. Всю свою жизнь он посвятил педагогике – науке о воспитании и обучении детей. Сначала он работал в Ярославле, потом его назначили преподавать русскую словесность – так тогда в школах назывались уроки русского языка и литературы – в Гатчинский сиротский институт, в котором жили и учились дети-сироты. Когда Ушинский начал преподавать в Гатчинском институте, он обнаружил, что его ученики и ученицы очень плохо знают все предметы.

То же самое он увидел и в Смольном институте благородных девиц, куда его перевели потом и где воспитывались дочери дворян. Девочки были уверены, что булки растут на деревьях, а когда однажды им задали написать сочинение «Восход солнца», они даже не смогли объяснить, почему солнце восходит и заходит.

Но хуже всего было то, что они считали ученье мукой мученической и наказанием. И так во всех школах. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им действительно было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучные и непонятные, и ребятам, чтобы не получить плохой отметки, приходилось заучивать их наизусть.

И вот Константин Дмитриевич Ушинский решил написать такой учебник, по которому детям учиться было бы легко и интересно. А когда ученье — не мученье, тогда ученик и занимается, и учится успешнее. И Ушинский составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир».

«Родное слово» и «Детский мир» были совсем не похожи на прежние скучные учебники. В них было все понятно и очень интересно. Уж их-то начнешь читать и не оторвешься: хочется скорее узнать, про что написано на следующей странице.

В свои книги Ушинский поместил сказки – некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал, а некоторые придумал сам. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, – о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх.

Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, – все это дело рук людей, и поэтому самый нужный, самый уважаемый человек в обществе – труженик: крестьянИн, ремесленник, рабочий.

Вместе со своим другом – молодым учителем Модзалевским — Константин Дмитриевич сложил стихотворения-песенки, которые так легко запоминались. Они тоже вошли в его книги.

Среди этих песенок была и вот эта:

Дети, в школу собирайтесь!

Петушок пропел давно!

Попроворней одевайтесь!

Смотрит солнышко в окно.

Книги Ушинского открывали детям большие и маленькие тайны огромного мира, в котором они только начинали жить и в котором так много было незнакомого, непонятного и таинственного.

А главное – они открывали самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из рассказов и сказок Ушинского всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

В первый раз книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» были напечатаны более 150 лет назад. Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. По ним учились многие поколения: не только наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, но и прапрабабушки и прапрадедушки.

И нынешние школьники читают и любят сказки Константина Дмитриевича Ушинского. Можно с уверенностью сказать, что эти рассказы и сказки будут читать и любить еще много-много новых поколений, потому что всегда у людей будут в почете труд, знание, честность и доброта.

Константин Дмитриевич Ушинский за свою короткую жизнь – 47 лет — сделал очень много. Он осуществил свою юношескую мечту, записанную в дневнике: «Сделать как можно более пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Многие народы с глубоким уважением относятся к памяти великого русского педагога. Ряду учебных заведений присвоено имя Ушинского, учреждены стипендии его имени. За выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования лучшие учителя, ученые и общественные деятели награждаются МЕДАЛЬЮ УШИНСКОГО.

К.Д. Ушинский

детям

Презентация

Тема урока

 «Константин Дмитриевич Ушинский: 200 лет со дня рождения великого педагога. Рассказы К.Д. Ушинского для детей»

Ссылка на видео

Цель: развить у обучающихся патриотизм и чувство гордости за  народ через изучение истории  России, а также познакомить детей с рассказами К.Д.Ушинского для детей из учебников «Детский мир» и «Родное слово».

Задачи урока:

1.Привлечь внимание к истории нашей России; 

2.Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к великим соотечественникам;

3.Расширить кругозор обучающихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы;

4.Формировать умение понимать и разделять положительные качества личности: дружелюбие, доброту.

Оборудование: компьютер и проектор, наглядные материалы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Цель: Активизация учащихся.

Учащиеся приветствуют друг друга и учителя.

— Здравствуйте, ребята. Начать наш урок мне хочется с эпиграфа:

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — К.Д.Ушинский.

2. Постановка темы и целей урока.

— 2023 год не только объявлен Годом педагога и наставника, мы также отмечаем 200-летие основоположника научной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского. О самых значимых достижениях великого педагога, его принципах и нововведениях — в нашем материале.

— И чтобы было интересно, давайте придумаем рекламу нашему сегодняшнему уроку. А помогут нам такие слова:

                                              Мы будем на уроке…..

                                              Урок у нас будет….

3. Подготовка к восприятию нового материала.

— Ребята, ученица 7 «Б» класса приняла участие во Всероссийской акции «Читаем Ушинского». Послушаем её рассказ (включается видеоролик).  

 — Что вам известно уже о Константине Дмитриевиче Ушинском? Какие рассказы вы читали?

4. Изучение нового материала.

Рассказ учителя о жизни и творчестве К.Д.Ушинского (презентация).

Просмотр видеоролика об Ушинском

-Что общего у Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского? (Ребята отвечают).

— Молодцы!

Физминутка

4. Продолжение работы по теме урока.

— Ребята, мы узнали имя автора, который писал поучительные произведения для детей. А хотите узнать названия рассказов, которые будем читать на уроке? (Да)

 — Тогда я приготовила для вас задание! Посмотрите на доску. Что вы видите? (слова) Какое задание подразумевается? (составить из них предложение). Разрезанные названия рассказов дети собирают в предложения.

 — Молодцы! Прочитайте, что у нас получилось? (Дети читают).

— Как называются эти предложения? (Пословицы).

— Почему вы так решили?   (Поучительный смысл).

Худо тому, кто добра не делает никому. Вместе тесно, а врозь скучно.

5. Слово учителя.

Ушинский активно сотрудничал с передовыми журналами — «Современником», «Журналом для воспитания», «Библиотекой для чтения» — и был редактором «Журнала Министерства народного просвещения», под его руководством превратившегося в журнал педагогический, освещавший новые веяния в области народного образования.

Книги К. Д. Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» стали первыми массовыми учебниками для начального обучения. К «Родному слову» педагог также выпустил дополнение — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». А главным научным трудом, в котором Ушинский обосновал предмет педагогики, её основные закономерности и принципы, стал «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».

В своих лекциях, статьях и книгах Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что обучение — не зубрёжка, не механическое запоминание и не слепое следование инструкциям, а живой процесс, и ученики должны понимать не только что они учат, но и для чего

6. Первичное восприятие первого рассказа «Худо тому, кто добра не делает никому» (читает учитель). 

— Чтение детей хором вслух с разной эмоциональной окраской, по ролям, выборочное чтение.

7. Первичное восприятие 2 рассказа «Вместе тесно, а врозь скучно».

— Почему ребятам стало скучно? 

 — Как должны родные люди друг к другу относиться?

Выборочное чтение: 

— Прочитайте только существительные в рассказе.

 — Прочитайте только глаголы – слова действия.

 — Прочитайте только слова сестры.

 — Прочитайте слова брата.

 — Почему Ушинский дал такое название своему рассказу?

 — Чему он может научить нас?

8. Подведение итога урока 

И в заключение хотим вспомнить ещё одну цитату великого педагога, реформатора К.Д.Ушинского:

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

— Урок окончен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Предмет Литература

Урок №1

Тема урока: «СОЗДАТЕЛЬ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ К.Д. УШИНСКИЙ (К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к поисково-исследовательской деятельности.

Образовательная цель: расширение понятийно-образной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация, социально-психологическая направленность.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, поиск, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, самопрезентация.

Познавательные действия: общеучебные и метапредметные связи, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, поиск и систематизирование информации,  умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап урокаДействия учителяДеятельность обучающихся
Организационный момент (1-2 минуты).         Актуализация знаний (4-5 минут).                             Постановка учебной задачи (4-5 минут).                                                   «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения).         (7-8 минут)     Первичное закрепление.    (4-5 минут)         Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.                     (4-5 минут)     Включение нового знания в систему знаний и повторение.                          (7-8 минут)   Рефлексия      деятельности.  (Итог урока 2-3 минуты)Подготовка рабочего места обучающегося: ватман, карандаши, фломастеры, клей-карандаш, фрагменты статьи для конспектирования. Приветствие.       Фронтальный опрос по теме «История педагогики» на примере изученных литературных произведений: М.В. Ломоносов, Л.Н. Толстой, В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, М. Горький и др.               Целеполагание: Познакомиться с личностью К.Д. Ушинского.Изучить основные педагогические взгляды К.Д. Ушинского. Тезисно законспектировать важное (можно выделить маркером в тексте).Вывести выделенные  пункты на ватман, используя творческие приёмы для создания красочного и информационно-содержательного плаката. Подготовить сообщение о личности и педагогических идеях К.Д. Ушинского, используя опорный конспект в форме плаката. Презентовать классу, учителю и гостям урока.                       Контроль над процессом. Помощь в затруднительных ситуациях. Ответ на возникшие вопросы.         Дальнейшее курирование процесса.                   Завершение подготовительного этапа. Приглашение групп обучающихся к доске с презентацией проекта.         Анализ выступления групп обучающихся. Выведение оценки.         Благодарность ученикам за работу и интересные выступления. Оглашение результатов.Приветствие учителя. Проверка наличия всех необходимых принадлежностей на рабочем месте.             Актуализация знаний по сюжету и проблемам касательно педагогики в изученных литературных произведениях. Активное участие в опросе, в возможных дискуссиях.                     Внимательно изучить цели, необходимые достичь за урок. Распланировать шаги по работе со статьей и плакатом: распределить обязанности.                                                                                               Внимательное прочтение статьи, конспектирование/выделение в тексте важных мыслей. Оформление тезисов на плакате.       Завершение работы: систематизация фактов, воспроизведение информации по плакату. Подготовка к защите проекта перед учителем и классом.         Завершение проекта. Подготовка к защите проекта.               Презентация проекта с опорой на конспект-плакат.         Благодарность команде за продуктивную работу. Знакомство с результатами. Готовность поделиться впечатлениями от урока.